СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНДРОНИК

 

священномученник Андроник Пермский

Священномученик Андроник Пермский

Память  7/20 июня

Святой священномученик Андроник (Никольский), епископ Пермский и Кунгурский, открывает сонм новомучеников и исповедников Пермской епархии.

Родился будущий святитель 1 августа 1870 г. в г. Мышкине Ярославской губернии, на берегу Волги, в благочестивой семье диакона Александра Егоровича Никольского и его супруги Екатерины Николаевны. В святом крещении он был назван Владимиром. С отроческих лет сын Никольских проявлял склонность к духовным предметам. Получив начальную подготовку в Угличском духовном училище, он продолжил обучение в Ярославской Духовной Семинарии, и в 1891 г., окончив ее по первому разряду, был назначен для продолжения образования в Московскую Духовную Академию.

Ранняя кончина матери повлияла на устроение Владимира и во многом определила выбор им монашеского пути. Уже в первые два года учебы в Академии он обнаружил свое устремление и ожидал позволения начальства принять постриг. Окончив курс в 1895 г. он в том же году был пострижен и рукоположен во иеромонаха. Первый опыт служения будущий епископ приобрел в Кутаиси в качестве помощника инспектора Духовной семинарии. Тогда же, в 1896 г., он получил первую свою награду – набедренник и был переведен в Александровскую Духовную Семинарию в Ардоне. Он много занимался миссионерством и позднее был назначен инспектором Семинарии. Через год «за усердную и полезную службу» о. Андроник был возведен Святейшим Синодом в звание соборного иеромонаха Ставропигиального Московского Донского монастыря и уже через полгода, в сентябре 1897 г., назначен членом миссии в Японию, куда и направился вместе с архимандритом Сергием (Страгородским). В 1906 г. о. Андроник был хиротонисан в епископа Киотского и стал помощником начальника миссии епископа Николая (Касаткина), в котором нашел духовного отца и друга. Однако вскоре по болезни о. Андроник был вынужден возвратиться назад, в Россию. Подвижнический и миссионерский путь Владыки Андроника продолжался в Тихвине (1908 г.) и в Омске (1913 г.). В трудное для России время, в 1914 г., он получает назначение на Пермскую кафедру и в 1918 г. возводится в сан архиепископа.

Владыка Андроник пользовался большим уважением среди верующих. Нестяжательность составляла неотъемлемую черту его характера и была хорошо известна всему клиру. Он вменял ни во что всякое материальное благополучие: не носил шелковых ряс и, хотя был награжден многими церковными орденами, никогда не надевал их, архиерейской каретой владыка не пользовался — на ней соборное духовенство ездило по требам. Его ценили и как деятельного, энергичного архиерея. О стиле управления епископа Андроника делами епархии дает представление одно из сохранившихся обращений:«Всякий пастырь умеет вести житейский разговор<…>, пусть же позаботится такой же душевный разговор или беседу иметь и с духовными своими чадами <…>. Проповедь преимущественно собеседовательного характера  — вот, что прежде всего, необходимо по нуждам времени». «Не потерплю одного показывания товара лицом, бумажной деятельности, хвастливого расписывания несуществующих начинаний и дел <…> Но не потерплю и тех, кто вместо правды принесет мне наглую ложь на собрата <…> Но противно для меня все, что делается только в угоду мне, а не по долгу пастырства».

Неутомимый миссионер, истовый молитвенник, вдохновенный проповедник, Владыка Андроник отличался дерзновенностью в порицании зла и истинно патриотическим служением Отечеству. Много потрудился он и для становления Союза Русского Народа. Его чрезвычайно смелые выступления, разоблачающие сущность революции, звучали в те годы с амвона и в печати.

Время, в которое ему довелось служить, было наитруднейшим для Церкви. Февральская революция потребовала приспособления к новым, неблагоприятным, условиям. Владыка был убежденным приверженцем законной власти  —  венчанного государя, однако после отречения, он призывал верующих оказывать послушание новой власти по заповеди, и даже самый пристрастный критик не нашел бы в его речах призыва к неповиновению, хоть и прорывается в них личное отношение к происходящему: «Около Царя русские люди объединялись, как дети возле отца. <…> Не стало у нас Царя <…> как триста лет тому назад, в лихолетье, разворовали Отечество подлые людишки и ввергли его в погибель, так и ныне до этого довели бесчестные царские слуги <…>. Что же нам делать среди таких испытаний? Прежде всего мы будем проявлять полное подчинение Временному правительству, как власти, которая не без воли Божией взяла бразды правления <…> Пусть не разжигаются страсти и не проявляются обострения между русскими людьми, ибо сия вражда может в корне подорвать нашу жизнь…»

Владыка был одним из самых верных помощников Патриарха Тихона на Поместном Церковном Соборе 1918 г. Его глубокое понимание основ Православия, цельность исповедания, решимость и убежденность снискали ему определение «огонь пылающий». Вскоре после большевистского переворота он призывает свою паству к объединению на защиту Церкви, объявленной на положении нелегальной. Декрет СНК «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви» 20 января (2 февраля) 1918 г. послужил первым сигналом к наступлению на Православную Церковь. Отовсюду поступали известия о выпадах в отношении духовенства, попытках ограбления, покушениях на священников. В этих обстоятельствах на Соборе звучит воззвание к народу, обличающее лицемерие декрета о свободе совести: «Полное насилие над совестью верующих <…>. Объединяйтесь же, православные около своих храмов и пастырей, <…> составляйте союзы для защиты заветных святынь. Эти святыни  — ваше достояние. Мужайся же, Русь Святая. Иди на свою Голгофу».

А в это время в Перми пролилась первая кровь защитников святынь. 9 февраля большевики предприняли попытки ограбления и захвата помещений Белогорского подворья и женского монастыря. С собора в Пермь епископ направит грозное послание: «Врагов Церкви отлучаю от Святого Причастия и от надежды на вечное спасение.»

После его возвращения в Пермь, в архиерейских покоях был учинен обыск, изъяты документы из канцелярии, а его самого принудили дать подписку о невыезде. Кампания клеветы в адрес владыки, которую развернули в Перми местные газеты, была предвестием его ареста. Газеты пестрели заголовками: «Почему шумят попы?», «Мы принимаем вызов!», «Защитники мрака»…Близкие уговаривали Владыку скрыться. Однако он отвечал, что до тех пор, пока он стоит на страже веры и Церкви Христовой, он готов ко всему, готов и принять смерть за Христа, но паству свою не оставит. За каждой церковной службой архипастырь обличал представителей новой власти: их беззаконие, декларативный характер декретов и нравственную погибель, которую несут России их действия. Сотни горожан приходили слушать слово святителя. Большевистский режим не мог оставить такого святителя на свободе. У владыки были предчувствия, или, вернее, знание, что свидетельства за веру не избежать. В своем письме он уведомлял Патриарха Тихона: «Я пока на свободе, но, вероятно, скоро буду арестован». Когда 4 июня 1918 г. чекисты выталкивали его из подъезда дома, кротко и спокойно прозвучали его слова: «Прощайте, православные!» Во время допроса архиепископ Андроник держался мужественно, не отвечая ни на одно из предъявленных ему обвинений. И только под конец он все же решил высказать своим «судьям» то, что было у него на сердце. Боль не за себя — за поруганную веру, за гонимую Церковь были сильнее тех чувств, которые мог бы вызвать его собственный арест. Будто взвешивая каждый свой жест, каждое слово, он снял панагию, завернул ее в большой шелковый лиловый платок, положил перед собой на письменный стол, и, обратившись к чекистам, сказал примерно следующее: «Мы враги открытые, примирения между нами не может быть. Если бы положение было противоположным, я, именем Господа Бога, приняв грех на себя, приказал бы повесить вас немедля.» Сказав это, он неспешно развернул платок, надел панагию, спокойно поправил ее на груди и, погрузившись в молитву, не произнес больше ни одного слова. В первом часу ночи 7 июня владыку Андроника повезли на расстрел. Палачи заставили архиерея рыть себе могилу, и, закопав его живым, расстреляли через слой земли.

Священномученик Андроник Пермский и Кунгурский был причислен к лику местночтимых святых Пермской Епархии в 1999 г. и прославлен для общецерковного почитания в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. Память совершается 7 (20) июня.

 

Сочинения:

1. Священномученик Андроник (Никольский). Миссионерский путь в Японию. Казань, 1899;

2. Миссионерский год в Японии. (Из дневника). Вып. 1—2. Уфа, 1904;

3. Беседы о Союзе Русского Народа. Старая Русса, 1909;

4. Русский гражданский строй жизни перед судом христианина, или Основания и смысл Царского Самодержавия. Старая Русса, 1909;

5. Размышления епископа // Голос церкви. 1913. Февр.—апр.; М., 1913;

6. Письма архиерея к иереям. Пермь, 1915;

7. Наша церковно-народная жизнь как она есть. (Размышления епископа после путешествия по епархии). Изд. 2-е. Пермь, 1916;

8. О Церкви из России / Сост. В. Королев. Фрязино, 1997.

9. Как должно жить и действовать русским людям. Составитель Королев В.А. М.: Содружество «Православный Паломник», 2003;

10. Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский. Творения. Книга I., Кн. II.  Тверь: «Булат», 2004.

Библиография:

1. Агафонов П. Н. Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник. Пермь, 1995;

2. Нечаев М. Г. Страсти по Андронику: жизнеописание и подвиг новомученика. Пермь, 1996;

3. Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. 2/ Тверь, 1996;

4. Вяткин П. Пермские архипастыри – новомученики. Издание Пермского Епархиального управления. 2000;

5. Нечаев М.Г. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917-1922. Пермь, 2004;

6. Священномученик Андроник, Архиепископ Пермский. // Христовы воины. Жития и труды подвижников XX века. Календарь. 2007.

7. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.;

8. Антоний (Храповицкий). Слово при пострижении студента МДА Владимира Никольского (Андроника) // Полн. собр. соч. Изд. 2-е. Т. 1. СПб, 1911.

Акафист Священномученику Андронику, архиепископу Пермскому

Кондак 1
Избранный ревнителю о Церкви и воине Христов, дивный защитниче земли нашея российския, мучением за веру житие твое увенчавый. Восхваляя явившего тя Господа, воспеваем ти со умилением: Радуйся, святителю Андрониче, Христовы Церкве велелепое украшение.

Икос 1
Ангелом Церкве нашея нареченный, за нее же живот свой положил еси, светло сияеши среди новомучеников российских. Мы же, зряще велия труды твоя и теплое предстательство за нас пред Господем, вопием ти тако:
Радуйся, Божиим избранием, священная главо;
радуйся, ратоборче о Христе добропобедный;
радуйся, горением духа прославленный;
радуйся, ко Господу в ризе белой представленный.
Радуйся, любовию к Церкви пламеневый;
радуйся, Отечество в сердце свое восприемый;
радуйся, ревностию твоею Богу угодивый;
радуйся, в подвизех и страданиих победивый.
Радуйся, святителю Андрониче, Христовы Церкве велелепое украшение.

Кондак 2
Видев чудную благодать Православия, издетска во храме Господнем приметатися возлюбил еси. И святынею церковною воспитанный, выну взывал еси: Аллилуиа.

Икос 2
Разумением словес Господних умудряясь, от юности твоея чистотою и благочестием запечатлелся еси. Духом ко Христу воспаряя, о горнем наипаче помышлял еси. В трудех убо телесных смиряясь, родителей своих почитал еси. Темже мы, постигая велие усердие твое о Господе, воспеваем:
Радуйся, измлада Христа возжелавый;
радуйся, града Небеснаго взыскавый;
радуйся, живот свой Христу посвятивый;
радуйся, Тому единому себе предавый.
Радуйся, похотений юности избегавый;
радуйся, целомудрие, яко сосуд драгий, пронесший;
радуйся, в доброделании благоухавый;
радуйся, богомыслисм освященный.
Радуйся, святителю Андрониче, Христовы Церкве велелепое украшение.

Кондак 3
Силою Божиею укрепляем, учению духовному изрядно прилежал еси; изначала во граде святем Ярославле, по летех немнозех в обители преподобнаго Сергия. Скудость во всем, яко жребий от Господа, со смирением претерпевая, с благодарностию взывал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Имея в делех ученических преуспеяние, молитвою теплою ко Христу подвизался еси. Со любовию к раце мощей преподобнаго прибегая, желанием иночества возгорелся еси. Сего ради во младости своей ангельский постриг прияв, к Богу единому рачение имел еси. Мы же, грешнии, зовем ти:
Радуйся, преподобным Сергием невидимо наставленный;
радуйся, от юности твоея иноче вдохновенный;
радуйся, подвижниче богобоязненный;
радуйся, молитвою и постом украшенный.
Радуйся, иночество, яко велий дар приемый;
радуйся, в усердии к Богу не оскудевавый;
радуйся, заповеди Того в сердцы своем написавый;
радуйся, Царства Небеснаго вожделевый.
Радуйся, святителю Андрониче, Христовы Церкве велелепое украшение.

Кондак 4
Бурею лютых скорбей претерпевая, житие твое свято скончал еси, веру велию сохранив. Сего ради и ныне, яко кадило благовонное, приносиши молитвы Жизнодавцу Богу, выну взывая Ему: Аллилуиа.

Икос 4
Слышав словес божественных премудрость, апостольский подвиг восприяти восхотел еси. Священнейшему Павлу соревнуя, язычников светом Христовым просвещал еси. Богу укрепляющу, вдал еси себе трудом непомерным. Дивящеся таковому твоему тщанию, воспеваем ти сице:
Радуйся, творец слова бывый;
радуйся, апостолом подражавый;
радуйся, алчущих правды ухлебивый;
радуйся, жаждущих напоивый.
Радуйся, сердце свое пастве отворивый;
радуйся, жертвы духовны Богу возносивый;
радуйся, ни единожды возроптавый;
радуйся, тяготы немощных на себе носивый.
Радуйся, святителю Андрониче, Христовы Церкве велелепое украшение.

Кондак 5
Божественным желанием горя, в страну японскую стопы твоя управил еси. Апостолу страны сея, святителю Николаю, усердно споспешествуя, Православие в земли чуждей утверждал еси, подвизая паству воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видя отпадение от Церкве людей японских, в вере неукорененных, любовию отеческою сих объял еси. В домы пасомых во всякий день входя, за Божия посланника принимаем был еси. Ты же, Царствия Небеснаго сподобившийся, услыши нас, поющих ти таковая:
Радуйся, во оружие света облекшийся;
радуйся, в благовестии труды многия положивый;
радуйся, подвигом добрым подвизавыйся;
радуйся, сонмы словом истины напитавый.
Радуйся, стези правы ногама своима прошедый;
радуйся, Христа пред людьми исповедавший;
радуйся, жития со святыми удостоенный.
Радуйся, святителю Андрониче, Христовы Церкве велелепое украшение.

Кондак 6
Проповедником богоносным яви тя Господь народу Своему. Служение безупречно совершая, высоко имя Христово пронесл еси, научая верных воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 6
Воссиял еси светло в земли Российстей, блаженне, егда течение в стране японстей скончавша святый град Тихвин прием тя архипастырем своим. И тамо вселившись, богомудре, преизлиха Христу работал еси, укрепляя себе молитвами пред чудотворною иконою Богоматере Тихвинскою, от паствы же благодарныя слышав:
Радуйся, во образ верующим представый;
радуйся, радость о Господе имеющий;
радуйся, всяк день благообразно ходящий;
радуйся, от чистого сердца паству свою возлюбивший.
Радуйся, от всякия неправды себе очистивший;
радуйся, умом искусным награжденный;
радуйся, дух премудрости получивший;
радуйся, слово истины право правящий.
Радуйся, святителю Андрониче, Христовы Церкве велелепое украшение.

Кондак 7
Хотение единое имел еси, богомудре, еже сохранитися от врагов и утвердитися Церкви Православней и Отечеству нашему. Сего ради и вдал еси себе подвигом достохвальным, да всяк живый воспоет Господу со умилением: Аллилуиа.

Икос 7
Новаго угодника Божия разумеша тя христоименитии людие земли пермския, егда на высокую кафедру святителя Стефана взошел еси, блаженне. И нас сподоби зрети святость твою богоприятную и достойно возглашати ти:
Радуйся, Господа в сердцы своем освятивый;
радуйся, плод богатый Церкви нашей принесый;
радуйся, Христову учению повиновавыйся;
радуйся сокровище себе на небесех скрывавый.
Радуйся, храмину свою на камени создавый;
радуйся, от благаго сокровища благое износивый;
радуйся, всего себе правде поработивый;
радуйся, узкими враты на небеса возшедый.
Радуйся, святителю Андрониче, Христовы Церкве велелепое украшение.

Кондак 8
Странствие земное преподобно совершил еси, священномучениче, молитве теплой предаваясь, скудость паче богатства возлюбив, отверзая щедрую руку твою лишенным. Обители иночестия устроящася тщанием твоим, да вси вернии вкупе быша воспевали неусыпно Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Вся боголюбивая паства твоя, святителю, видяше тя, яко ангела светла, усердно посещающа пределы архипастырства своего, славу земную ни во что вменивша, простоту же наипаче возлюбивша, апостольскою ревностию пламенеюща, от млада до велика всех ко Христу зовуща. Темже ублажаем тя, дивна Христова труженика:
Радуйся, стадо Божие усердно посещавый;
радуйся, ни единаго от паствы отяготивый;
радуйся, ни сребра, ни злата стяжавый;
радуйся, нищетою Христовою обогативыйся.
Радуйся, служение беспорочно совершивый;
радуйся, от всякия скверны себе очистивый;
радуйся, от плотских похотей огребавыйся;
радуйся, иноческаго духа не угасивый.
Радуйся, святителю Андрониче, Христовы Церкве велелепое украшение.

Кондак 9
Всякое естество ангельское возрадовася, видя тя ко Престолу Зиждителеву возносима. Тамо и ныне молишися, святителю, о нас неустанно, воспевая Богу немолчными усты: Аллилуиа.

Икос 9
Витии многовещании недоумеют изглаголати веру и терпение святых. И ты, избранниче Христов, всего себе Спасителю предавая, пред кончиною твоею от скорби к скорби шествовал еси, упованием на Господа возрастая. Темже достоин еси песнь слышати сию:
Радуйся, во Христа облекийся;
радуйся, о Господе до смерти претерпевый;
радуйся, воле Божией до конца повиновавыйся;
радуйся, смиренниче велий, Спасителем вознесенный.
Радуйся, искушение веры своея приемый;
радуйся, троическим желанием освященный;
радуйся, Отца Небеснаго прославивый;
радуйся, мзду совершенну от Бога получивый.
Радуйся, святителю Андрониче, Христовы Церкве велелепое украшение.

Кондак 10
Спасительное иго Христово подъяв, от силы в силу восходил еси. Грядущее, яко настоящее постигая, к покаянию всех призывал еси, с чистым сердцем воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 10
Стено Православия и лика святительскаго похвало, на Соборе Церковнем сугубым поборником истины обрелся еси. Сего ради огнем пылающим тя нарекоша. Мы же, недостойнии, приносим ти песнь сию:
Радуйся, яко добрый строитель Благодати Божия, служивый;
радуйся, яко един от древних боголюбием вооруживыйся;
радуйся, душу свою во благия дела предавый;
радуйся, милосердия исполненный.
Радуйся, горение духа своего умноживый;
радуйся, страсти различныя им попаливый;
радуйся, для всех грехов умерый;
радуйся, в радость Господню возведенный.
Радуйся, святителю Андрониче, Христовы Церкве велелепое украшение.

Кондак 11
Пение благоговейное подобает приносити ти, блаженне, зане и ныне печалуешися о Церкви Православней, о земли нашей Российстей, да всяк просвещенный истиною достойно воззовет Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светоподательна светильника тя суща, восхотеша врази разлучити с паствою твоею, низвести с кафедры святителя Стефана. Ты же, беззлобия ревнителю, о вразех молился еси. Сего ради, дивящеся терпению твоему богоприятному, воспеваем ти таковая:
Радуйся, преизлиха долготерпевый;
радуйся, гонивших тя благословивый;
радуйся, безбожных много обличавый;
радуйся, уста львовы заградивый.
Радуйся, с кротостию противныя наставлявший;
радуйся, в скорбех о Господе возмогавший;
радуйся, исповедником Христовым нареченный;
радуйся, в день посещения Бога прославивший.
Радуйся, святителю Андрониче, Христовы Церкве велелепое украшение.

Кондак 12
Благодать дивную приял еси от Бога, святителю Андрониче: лютыя скорби со смирением претерпевати, заблуждшия пути Христову наставляти, верным рабом Господним и в обстояниих быти, воспевающим Ему: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще твою чудную любовь о Христе, величаем тя, блаженне, яко благосердаго предстателя о нас пред Господем и возлагашаем ти сице:
Радуйся, яко ученицы Христовы, гонениям повергавыйся;
радуйся, мыслями о страданиих вооруживыйся;
радуйся, убивающих тело не убоявыйся;
радуйся, любовию совершенною страх изгонивый.
Радуйся, яко воин Христов, злопострадавый;
радуйся, душу свою ради Господа погубивый;
радуйся, яко овца посреде волков, посланный;
радуйся, в покой Божий восхищенный.
Радуйся, святителю Андрониче, Христовы Церкве велелепое украшение.

Кондак 13
О, всехвальный исповедниче Христов и страдальче, святителю благомощный Андрониче! Приими пение наше всеумиленное, приносимое из сокрушенных сердец, и умоли Всевышняго милостиво внимати покаянным нашим молитвам, да, очищеннии и совершеннии, вкупе с тобою воспоем Богу в Царствии Славы: Аллилуиа.
Сей кондак глаголи трижды, посем Икос 1 и Кондак 1.

Молитва
О священная главо, святый священномучениче Андрониче, архиереев удобрение и молитвенниче о земле нашей дивный! Ты, вся красная мира сего ни во что же вменивый, и, по слову Господню, душу твою за други твоя положивый, помози нам, в расслаблении сущим, и теплохладностию сердечною обдержимым! Укрепи расслабленная колена сердец наших и настави нас на путь покаяния и крестоношения. Напоивый землю нашу Пермскую честною твоею кровию, не остави нас сирых, чад твоих, буди нам заступник и ходатай пред Престолом Вседержителевым. Сугубый венец — святительский и мученический — от Господа приемый, укрепи нас пред лицем грядущих испытаний. Собери нас, расточенных, под единою главою — Христом, Коему слава, честь и поклонение подобает со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечные веки. Аминь.

7(20) июня
Святого священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Кунгурского
Тропарь, глас 5:
Меч духовный взем, священномучениче, за Церковь и Отечество воинствовал еси; и духом пламенея, богомудре, любовь Христову стяжал еси. Жизнь убо временную ни во что вменив, в жертву себе принесл еси. Мы же, грешнии, молим тя, святителю Андрониче, неотступным буди ходатаем за нас пред Богом.

Кондак, глас 4:
Якоже апостол славный Павел, простотою себе украсил еси; почестей и славы избегая, в чистоте пред Богом подвизался еси; архипастырство тяжкое пронесый, Небесному ныне Архиерею предстоиши.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *